У многих обывателей существует масса заблуждений по
поводу профессии психолога и применимости ее к реальной жизни. «Да что
вообще психолог может делать», — интересуются они. — «Какая от них
вообще может быть польза?». Но знающий человек ответит, что пользы от
психологов масса, и нужны они везде: в школе, в крупной компании, в
центрах психологического консультирования психолог всегда найдет, чем
заняться.Когда моя подружка Саша поступала на психологический
факультет, родители ее отговаривали, мол, куда ты пойдешь, где
работать-то будешь. Но Саша только отмахивалась со словами:
«Разберемся». И вот, доживя до пятого курса и ходя все еще в студентках,
она наконец-то решила, что пора начинать профессиональный рост, и
устроилась работать помощником психолога в обычную среднюю школу, но для
трудных подростков. Она была уверена в том, что психолог может вести в
школе важную психологическую работу. Оклад у нее был небольшой — полторы
тысячи рублей в месяц, но и работка, правда, тоже была непыльная: ее
обязанности сводились к тому, чтобы рисовать плакаты, поздравляющие
учеников школы с днем рождения. Это была задумка главного психолога,
которая считала, что данная акция поможет создать в школе хорошую и
добрую атмосферу, а дети будут чувствовать себя нужными и значимыми. Ну
вот, Саша приезжала в школу раза два в неделю и, чтобы не рисовать
каждому поздравление отдельно, собирала всех «новорожденных» за неделю и
всем скопом рисовала один плакат. Красивыми печатными буквами.
«Поздравляю». И дальше указывала имя, фамилию и класс «новорожденного». Трудилась
Саша в этой школе два месяца, а потом решила, что свою работу она
переросла, и надо профессионализироваться дальше. Впрочем, за это время
ее не раз посещали мысли о том, что работа в школе ей не совсем
подходит. Особенно в этой мысли ее утвердили следующие два случая. Один
раз главный психолог заболела и попросила Сашу заменить ее на занятии. А
надо сказать, Саша детей не любила и поэтому просьбу эту восприняла с
горечью в сердце. Ну вот, сидит она у себя в комнатке, рисует очередной
плакатик, а тем временем в голове ее крутится трусливая мысль сбежать из
этой школы и больше не возвращаться, так она не хотела занятие
проводить. Приходит время урока, открывается дверь, входит трудный
подросток и, видя, что Саша в комнате одна, спрашивает: «А Дарья
Александровна когда придет?» (так звали главного психолога). Ну, Саша,
натурально, отвечает, что, мол, не будет Дарьи Александровны, а занятие
будет проводить она лично. Мальчик мрачнеет, кивает головой и уходит.
Через две минуты история повторяется: заходит другой трудный подросток,
задает тот же самый вопрос и уходит. В общем, на занятие к Саше так
никто и не пришел, и она радостная ушла в тот день домой. А вторая
история была такая. Сидит опять же, Саша, как-то раз в своей комнатке,
рисует самозабвенно поздравительный плакатик. Тут в комнату входит
директриса школы, смотрит хитро на Сашу и спрашивает: «А Вы вот, Саша,
все плакатики рисуете?». «Рисую», — соглашается Саша. «А вот, — говорит
директриса, — Вы на прошлой неделе нарисовали плакатик, поздравили одну
девочку, а она так от этого обалдела, что на радостях напилась». После
этого случая Саша крепко задумалась о том, хорошим ли делом она
занимается, не сеет ли она зло в школе. С одной стороны, порадовать
ребенка — хорошо. Но хорошо ли, что он напивается? Стал бы он пить, если
бы его не поздравила Саша? Что лучше — не поздравить, и видеть ребенка
трезвым, или поздравить — и увидеть его пьяным? А может, он бы стал пить
еще больше, если бы его не поздравили? Можно ли вообще ребенка отучить
от пагубной привычки пьянствовать к месту и не к месту? Вопросов было
слишком много, и ответить на них Саша не могла. Думала Саша, думала и
через некоторое время все-таки уволилась из школы. Хотя ее уговаривали
остаться, мол, это только начало, дальше-то поди как интересней будет.
Но она все же решила, что работа психологом в школе не для нее, и сейчас
подыскивает себе другое место. Психологи-то теперь везде нужны.
Источник: http://flogiston.ru/articles/general/gushin |