Вторник, 30.04.2024, 23:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Современная психология [40]
Интимная психология [12]
Секс и все что связано с интимной жизнью
Форма входа

Поиск
Наш опрос
Как вы узнали про наш сайт?
Всего ответов: 267
Реклама на сайте

Статистика сайта
free counters
Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по психологии » Современная психология

Детские страхи – какие они? Чужие люди, животные, доктора...
Продолжим разговор о том, чего боятся наши дети. В предыдущем материале мы рассматривали в основном страхи, характерные для малышей до 3 лет – боязнь резких звуков, страх потери матери, страх перед чужими людьми, боязнь одиночества и фантастических существ.

В этой статье мы остановимся подробнее на следующей группе – страх перед чужими людьми, животными, боязнь темноты, огня и, конечно, боязнь боли, крови и врачей.

Чужие люди

Матчасть

Впервые этот страх появляется у ребенка очень рано, в возрасте 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя у мамы на ручках и даже несмотря на все ее заверения, что «эта тетя хорошая». В норме через этот страх проходят все детки, и примерно после года он стихает – на смену ему приходит интерес к людям. Однако иногда повышенная тревожность в контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется впоследствии как черта характера – так происходит чаще всего в тех случаях, если мама и сама с настороженностью и опаской относится к окружающим.


Следующий этап, когда проблема страха перед чужими вновь становится актуальной – младший школьный возраст, когда ребенок уже не круглосуточно находится «у маминой юбки», а начинает самостоятельно контактировать с окружающей его реальностью и круг его общения резко расширяется. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям и знакомым, но иногда робость и опасливое отношение становится стилем общения – увы, но, как правило, это заслуга родителей.


Что делать и чего делать не следует?


В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание разумной осторожности по отношению к реально существующим
опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые, предлагающие покататься или пойти поесть конфет/погладить щеночка у них дома и все такое прочее). Это – дело нужное: кто предупрежден, тот вооружен. Хотя, конечно, следует делать это без излишнего нагнетания и на доступном возрасту ребенка уровне и языке. Здесь главное – чувство меры: воспитать разумную осторожность, не превратив в то же время ребенка в человека с манией преследования и с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Однако отдельно снова хотелось бы сказать о намеренном нагнетании ситуации. Да, надо воспитывать в ребенке разумную осторожность по отношению к чужим. Но ни в коем случае нельзя намеренно пугать реально существующими персонажами.

Животные

Матчасть

Страх перед животными, даже самыми, на наш взгляд, безобидными, возникает в 2-3 года, и если не преодолен, то может, достигнув пика лет в 5-7, остаться с человеком навсегда. Он может быть вызван как наличием психотравмирующего опыта, так и стать результатом внушения.


То есть один и тот же страх, к примеру, перед собаками, может возникнуть после неприятного инцидента с животным в реальной жизни, а может быть «передан по наследству» чрезмерно тревожной матерью (да, увы, именно мамы чаще делятся подобным опытом с малышами). Это может быть как прямое внушение («Не подходи – укусит!»), так и косвенная «передача опыта», почерпнутая малышом из комментариев к телесюжетам или из «мамской болтовни» на лавочке у песочницы из серии «Вы подумайте, какой ужас!».


Известен довольно жестокий эксперимент, проведенный над младенцами 8-9 месяцев: им одновременно показывали симпатичную, пушистую, мягкую игрушку – и пугали резким звуком, окриком. Впоследствии у малышей сформировался устойчивый страх не только перед этой конкретной игрушкой, но и перед всем, что ее напоминало – пушистыми предметами подобного цвета и размера.


Что делать и чего делать не следует?


Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите: воспитать в ребенке разумную осторожность перед незнакомым животным (то есть привить основные навыки безопасного поведения: не дразнить, не размахивать руками или палкой, не бежать) или привить ему панический страх перед любым четвероногим.


Если страх у малыша уже сформировался, постарайтесь с этим страхом «подружиться»: рисуйте его, придумывайте про него
сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который боится собак. И, главное, не высмеивайте малыша, не дразните его трусом и не сравнивайте с другими, «бесстрашными» ребятами.

Врачи, боль и кровь

Матчасть

В возрасте с 2 до 3 лет страх перед болью, кровью и – следовательно – докторами, выходит на первое место у малышей: по статистике, с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека этого страха понятна – так проявляет себя инстинкт самосохранения.


Наиболее подвержены таким страхам дети тревожных родителей, которые сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах» – детки буквально «впитывают», как губки, родительские страхи, опасения, напряженность, и в результате банальный
поход в поликлинику
для очередного осмотра превращается в испытание для всех, а уж если предстоит прививка – малыш ведет себя в соответствии с поговоркой «держите меня семеро».
Что делать в такой ситуации?


Не нагнетать обстановку, не заводить еще накануне разговоров с ребенком или при ребенке о предстоящем визите к врачу, не обсуждать с приятельницами или родственниками некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи», если малыш вас слышит (даже если вы думаете, что «он все равно не понимает»). Но и не врать ребенку в стиле «доктор ничего делать не будет». Как сказано в старом анекдоте, разумное дитя вправе задать в этом случае резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к нему идем?».


Спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, как в магазин за продуктами или за одеждой, это нормальная часть жизни и так делают все: и взрослые, и дети, ведь это позволяет сохранить свое тело здоровеньким и бодрым. А если ваше чадо увидело ревущего ровесника (а тем более – младшего) в поликлинике, отличной отвлекалочкой может послужить просьба развеселить беднягу и поиграть с ним – для многих деток, особенно хорошо адаптированных в социуме, роль «старшего», «утешителя» почетна и позволяет забыть о собственных проблемах.


Чего делать не следует?


И снова отдельной темой стоит намеренное запугивание, в данном случае – доктором или медицинскими манипуляциями. Вспомните, сколько раз вы слышали (но, надеюсь, сами не произносили) что-то вроде: «Будешь плохо себя вести – заработаешь укол в попу!»


Каково будет лечиться потом вашему малышу, если, не дай бог, он заболеет чем-то более серьезным, нежели
ОРЗ? Каково вам же будет преодолевать его страхи?
Как видим, все до сих пор рассмотренные страхи основаны в основном на инстинкте самосохранения. В последнем же материале мы рассмотрим так называемые «социальные» страхи, характерные для более старших детей.


Источник: http://shkolazhizni.ru/
Категория: Современная психология | Добавил: Aleks_Komissarov (07.10.2010)
Просмотров: 1457 | Теги: ребенок, решение проблем, дети, детство, адаптация, страх смерти, страх, психологические проблемы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

'Хотите помочь нашему сайту развиваться?'

Новости психологии| | Информация о психологах| | Библиотека психолгии
Интересные психологические статьи| | Он-лайн консультаця(тет-а-тет с психологом)
Познай себя. Психологические тесты| | Наш форум. "Решай проблемы легко!"| | Галерея сайта
Вопросы психологу| | Высказывания о любви| | Психология Христианства

Просьба по размещении наших материалов указывать ссылку на источник //psyhologconsult.ucoz.ru